Бронирование отелей
Мир

Короли амстердамских дорог или как велосипедисты стали угрозой

01. Социальная политика голландцев вызывает уважение. Местным властям удается совмещать прогрессивность, прагматичность и доводить начатое до ума. Взять хотя бы историю с марихуаной и кофешопами. В 60-х Амстердам накрыла мощнейшая героиновая волна. Джанки грабили туристов ради новой дозы, кололись в переулках и доставляли полиции кучу других хлопот. Правительство понимало, что топорный метод «все запретить» — не сработает. Применили новаторский подход.

Во-первых, четко разделили тяжелые и легкие наркотики. Первые — остались вне закона, вторые — разрешили приобретать в кофешопах. Но с 18 лет и не более 5 граммов за раз. Логика понятна. Пускай лучше травокуры покупают марихуану в специализированных лавках, чем у уличных дилеров. Так их и контролировать легче, и на что-то более тяжелое у них меньше шансов перейти.

Во-вторых, социальные службы начали работать с наркозависимыми. Появились метадоновые программы и комнаты легального употребления наркотиков. Зашел в помещение, укололся, залип и никто тебе слова не скажет. Нововведение решило сразу две проблемы: а) Драгюзеры исчезли с улиц, б) Передозировок стало значительно меньше.

Смелая наркополитика Нидерландов дала неожиданный эффект спустя десятилетия. Героин остался бедой старых 40-летних джанки, молодежь тяжелыми препаратами практически не балуется.

С велосипедной революцией похожая история. Это сегодня можно арендовать байк за 10 евро и объехать компактный Амстердам за 5 часов. А в перерыве полюбоваться архитектурой и покормить уток. Но так было не всегда.

В 70-х велосипедистам пришлось делить дороги с большим числом автомобилей. Соседство привело к катастрофе. За пару лет в городе произошло 100 смертельных ДТП, тысячи человек остались калеками. Чиновники мэрии почесали голову и решились на перемены. Для велобайкеров построили дорожки, опоясывающие весь город, светофоры, соорудили многотысячные парковки. В инфраструктуру вбухали сотни миллионов евро.

Логика городских властей весьма прагматична. Дешевле инвестировать в велосипедную инфраструктуру, чем тратиться на развитие автомобильных дорог и транспортную сеть.


Автолюбители, стали жертвами естественного отбора. Платные парковки (от 1 до 5 евро в час в зависимости от приближенности к центру) и драконьи налоги на приобретение машины — сыграли свою роль. Содержать автомобиль стало попросту невыгодно.

Другое дело велосипед. И места занимает мало, и для здоровья полезен. Крутых подъемов в городе почти нет, климат мягкий — крути педали хоть круглый год.

Разрешенная скорость для велобайкеров — 30 км/ч, но некоторые гоняют намного быстрее. Еще и дерзко сигналят, как бомбейские таксисты, если ты по нерасторопности оказался на их пути. Велофашисты и в Африке — велофашисты, чего с них взять?


Амстердамцы с мылах лет приучают детей к велосипедной культуре. В три-четыре года ребята уже знают некоторые постулаты правил дорожного движения. Курс ПДД продолжается в начальных классах, а по его итогу школьники сдают экзамен теории. Практический экзамен (прямо как в наших автошколах) сдается в городе в 11-12 лет.



Каждый день жители Амстердама в общей сложности проезжают на велосипедах два миллиона километров. Но есть и побочный эффект — острая нехватка парковочных мест. Велики бросают везде: на мостах, у станций метро, в парках и на остановках.

В городе уже создано 250 000 (только вдумайтесь в эти цифры!) парковочных веломест, но и их не хватает. К 2020 году власти обещают построить 38 тысяч новых мест. Представляете какой кошмар бы творился в Амстердаме, если бы жители передвигались на автомобилях?

У велопарковок есть интересная особенность. В некоторых из них нельзя оставлять байк больше, чем на две недели. Велосипеды нарушителей отвозят в специальное хранилище. Если хозяин транспорта не явился за ним в течении трех месяцев и не заплатил штраф — велику кранты! Городские службы либо выставляют его на перепродажу, либо (если речь идет о ржавой рухляди) уничтожают.


Владельцы пристегивают байки на цепь, но порой эта мера не помогает. Велосипеды остаются главным товаром на черном рынке. Что, кстати, неудивительно. Новый байк в магазине стоит в среднем 500 евро, ворованный можно взять за полтинник. Крадут обычно по следующей схеме. Какой-нибудь мутный парнишка в капюшоне перерезает цепь кусачкой. А через полчаса его подельник уезжает на велике, прикидываясь владельцем. Говорят, если воры не могут пристроить угнанный транспорт в первые сутки, то выкидывают его в реку.


Каждый год в Амстердаме и его окрестностях происходят 4-5 смертельных ДТП с участием велосипедистов. В среднем 450 человек получают тяжелые травмы в авариях. С учетом общего трафика — байк можно назвать очень безопасным транспортом.


Недавно построенный велотуннель протяженностью 110 метров. Одна часть предназначена для пешеходов, другая — для велобайкеров:

Короли амстердамских дорог или как велосипедисты стали угрозой

Велосипеды можно использовать для чего угодно: хоть для уборки мусора!

Короли амстердамских дорог или как велосипедисты стали угрозой

Амстердамская велосипедная оставляет двоякое впечатление. С одной стороны, круто, что город сумел перейти на экологичный и дешевый вид транспорта. Голландцам не нужно тратиться на бензин и парковку, да и для здоровья полезно. С другой стороны, некоторые велобайкеры ведут себя, как русские гопники на «девятках». Лишний раз не притормозят и постоянно раздражают дзыканьем звонков.

Но если вы в ближайшее время приедете в Амстер — все равно обязательно возьмите на прокат велик. Иначе вы совершите преступление против этой прекрасной европейской велостолицы.

Короли амстердамских дорог или как велосипедисты стали угрозой

Поделиться:
facebook vk twitter ok

Поиск отелей и авиабилетов

Самые выгодные предложения!