Замбия: cамый опасный коммерческий рафтинг в мире

Ежегодно в Замбию прилетают 50 тысяч туристов, чтобы покорить бурлящую реку Замбези, протяженностью 2574 километра. На первый взгляд может показаться, что сплав будет безобидным, но он может обернуться чуть не страшной трагедией.

Подготовка и инструктаж

Перед рафтингом нас привезли на инструктаж в какой-то странный кемпинг. Вокруг дома, замысловатые многоуровневые лавочки и куча байдарок. Я несколько раз сплавлялся по маленьким речкам в Турции, остальные члены нашей группы, кроме Сергея Доли, рафтингом никогда не занимались. Инструктаж казался формальным, мы сидели и скучали. Никто не представлял, какой коварной может быть Замбези.

Первое, что нас насторожило — это требование убрать все личные вещи в специальные ящики. Их погрузили в автомобиль, который отправился на финишную точку. Зная, что в Африке много малоимущих людей, все члены нашей команды сразу напряглись. Никто не хотел прощаться с деньгами, фотоаппаратами, ноутбуками и айпадами.

В путь

К реке вела получасовая тропа по горной местности. Мы шли по ориентирам, нарисованным баллончиком на скалах. В пути встречались веревки, уступы, камни. Трудный маршрут, который вряд ли преодолели бы люди в возрасте. Наши африканские гиды, конечно же, не предупредили нас ни о сложностях, ни о том, что с собой было бы неплохо взять комфортную обувь, из чего мы сделали вывод, что впереди у нас еще будут неожиданные приключения.

Перед сплавом нас ждал очередной получасовой ликбез. Инструктор еще раз объяснил нам технику безопасности, а потом попросил всех выпрыгнуть за борт. Народ воспринял призыв без энтузиазма. Мы знали, что в Замбези водятся трехметровые аллигаторы, и никто не хотел стать десертом для прожорливых рептилий. Но инструктор заверил, что крокодилов здесь нет. Он сказал, что плот может легко перевернуться на пороге, и мы должны знать, как в этом случае действовать. Пришлось подчиниться и только после этого отправляться в путь.

Наиболее популярный маршрут на реке Замбези насчитывает 24 порога. Первые три, которые считаются очень опасными, были покорены лишь самыми отчаянными ребятами. Участок с 4-го по 12-й порог доступен для туристического и коммерческого рафтинга, за исключением 9-го порога, который принято обходить по суше.

Нас посадили в рафт для новичков. Сзади расположился «капитан», корректировавший движение с помощью регулирующих весел. Нашей задачей было грести до последнего, чтобы плот был максимально управляемым. Главное правило сплава — чем выше скорость по течению, тем более управляемым становится рафт.

Первыми всегда сидят самые сильные и опытные гребцы, которые задают темп остальным. Изначально у нас в переднюю часть попали Максим и Сергей, но после нескольких порогов я замучил Максима просьбами уступить мне место, и мы поменялись.

К шлему нашего инструктора прикреплена камера GoPro. После инцидента, который будет описан далее, мы очень надеялись, что обязательно сможем посмотреть, как это выглядело его глазами. Но не тут-то было! Наш загорелый капитан оказался недалеким парнем, и вместо того, чтобы включать камеру, он ее выключал, и наоборот. К сожалению, никакого видео не сохранилось, а жаль. Из него можно было бы смонтировать крутой ролик!

Вошли в контакт со стихией. Нос рафта подбросило, и я изо всех сил старался удержаться, чтобы не упасть на тех, кто был сзади.

Таких жестких приключений на воде у меня еще не было. Речки в Турции не идут ни в какое сравнение с порогами Замбези.

Волна в лицо — очень болезненный душ. Ощущение, что тебя поливают из гидранта. Водички Замбези я напился на всю оставшуюся жизнь.

В среднем мы проходили каждый порог не дольше, чем за минуту, но эти шестьдесят секунд, казалось, тянулись целую вечность. В водовороте ты ничего не можешь сделать, здесь все контролирует стихия. Повинуясь ей, ты летишь от камня к камню, от волны к волне, от порога к порогу.

Сзади нас на байдарках сопровождали несколько инструкторов, которые должны были прийти на помощь в случае ЧП или потери весла.

После бурных порогов начиналась тихая вода. Спокойные участки были протяженностью в 5-7 минут, поэтому мы успевали немного отдохнуть. Правда, нас несколько раз сильно напугали. Над каньоном устраивают вертолетные экскурсии. Сумасшедшие австралийские пилоты любят пощекотать нервы своим пассажирам, пролетая в пяти метрах над водой. Мы тоже летали на одном из таких вертолётов — как это было, я расскажу в отельном посте.

Опасность

Незадолго до окончания дистанции наш инструктор предупредил, что впереди ждет порог пятой категории. Туристам без подготовки туда лучше не соваться. Пройти его можно было двумя способами: справа — через простой участок, или слева — через бурные потоки. Мы к этому моменту уже осмелели, почувствовали себя матерыми рафтерами и решили не искать легких путей. Все в один голос ответили: «слева!».

Яростно ринулись в самое «пекло». Когда мы приблизились к нему, у меня округлились глаза. Новый порог оказался куда безумнее предыдущих.

За секунды до самого опасного момента нашего сплава

Все произошло очень быстро. Нос рафта задрало вверх, плот опрокинуло на бок. Я железной хваткой вцепился в канат, надеясь, что мы выправим положение, хотя наш инструктор уже летел в воду.

Когда плот перевернулся, я оказался под ним. У других получилось сразу же выбраться и схватиться за веревку, но мне этого никак не удавалось. Каким-то чудом я вынырнул из воды и только успел вздохнуть, как меня снова засосало. Вода была везде, я захлебывался. В воронке реки меня крутило, как легкую палочку. В голове даже промелькнула мысль, что сейчас все может и закончиться. Но, к счастью, мне снова удалось вынырнуть и зацепиться за канат.

Говорят, что после Замбези любой коммерческий рафтинг уже кажется детской шалостью. Но мне все равно очень хочется побывать в сплавах на реках Урала или на Алтае. Думаю, это будет замечательная история для нового поста.

Exit mobile version